ТРЕБОВАНИЯ
к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра
(второй уровень высшего профессионального образования)
2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.
2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Бакалавр должен:
3. Обязательный минимум содержания образовательной программы по направлению 550700 – Электроника и микроэлектроника
Индекс |
Наименование дисциплин и их основные разделы |
Всего часов |
1 |
2 |
3 |
ГСЭ.00 |
Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин |
1800 |
ГСЭ.01 |
Философия: роль философии в жизни человека и общества, исторические типы философии; человек во Вселенной; философская, религиозная и научная картина мира; природа человека и смысл его существования; познание, его возможности и границы; знание и вера; общество; многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; человек в мире культуры, Запад, Восток, Россия в диалоге культур; личность; проблемы свободы и ответственности; человек в информационно-техническом мире; роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивилизации; человечество перед лицом глобальных проблем. |
|
ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1. Вечные проблемы в отношениях человека к миру. Видение мира в "человеческих измерениях"
2. Особенности философского мышления. Спекулятивность и парадоксальность.
3. Основные функции Философии: онтологическая, гносеологическая и методологическая.
4. Мировоззрение и научная картина мира.
П. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ.
1. Движение, изменение и развитие как способы существования материи.
2. Статистическая и динамическая модели Вселенной.
3. Классификация форм движения, изменение и развитие материи и ее методологическое значение.
V. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛЬНОСТИ.
VI. ПРИРОДА ДУХОВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
1. Интроспективная феноменология психики.
2. Душа и тело. Монизм, дуализм и интеракционизм.
3. Эволюция форм отражения.
4. Информационная природа психического отражения.
5. Знания и переживания. Смысл и значения.
6. Действенность психики. Проблемы психической детерминации.
VII. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ.
1. Сознание как продукт социальной эволюции.
2. Интенциональность сознания.
3. Рефлексивность и диалогичность сознания.
4. Подсознание (Аристотель, Лейбниц и Фрейд).
5. Общественное сознание. Третий мир. (К.Поппер).
VIII. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ПРАКТИКА.
IX. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.
1. Познание как отражение действительности.
2. Единичное и общее. Чувственное и рациональное в познают.
3. Принципы как регулятивы познания.
4. Проблема истины.
5. Критерии истины.
6. Конкретность истины.
7. Рассудок и разум. Здравый смысл и научная теория.
X. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ.
1. Эволюция и развитие.
2. Возможность, действительность и вероятность.
3. Телеологическая и вероятностная концепция эволюции. Проблема прогнозирования.
XI. ТЕОРИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ.
1. Онтология всеобщей универсальной связи.
2. Многообразие связей, закон и закономерность.
3. Взаимосвязь, содержание и формы.
4. Принцип системности в познании.
XII. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.
1. Количество и качество.
2. Принцип меры.
3. Познание качества через его количественные характеристики.
4. Надежность через избыточность.
5. Избыточность и экономичность.
XIII. САМОДВИЖЕНИЕ.
2. Самодвижение как способ разрешения противоречия.
3. Социальные я межличностные конфликты.
4. Проблемная ситуация и теория игр.
XIV. ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ.
1. Понятие отрицания.
2. Модель спиралео6разного развития.
3. Тезис. Антитезис и синтез.
4. Прикладное значение отрицания отрицания.
XV. ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА.
1. Причина и следствия.
2. Явления и сущность.
3. Случайность и необходимость.
4. Волюнтаризм, фатализм и авантюризм.
XVI. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
1. Особенности научного познания (объективность, социальность, открытость, профессиональность, практическая результативность)
2. Формы научного познания. Проблема, научный факт, гипотеза и теория.
3. Методы научного познания. Анализ и синтез. Проекции и инварианты.
4.Индукция и дедукция.
5. Формализация и моделирование.
6. Восхождение от абстрактного к конкретному.
XVII. XX ВЕК: СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ.
Составитель программы: Зав. кафедрой, доктор филос. наук, профессор Э.З.Феизов
Вопросы к зачету по философии 3-4 семестры
1 |
|
2 |
1.Философско-экологические проблемы человечества в конце ХХ века.
|
3
|
|
4
|
|
5 |
1.Жизненный цикл человека, человек и общество. 2. Вселенная. Теория большого взрыва. Теологические притязания. Антропный принцип. 3. Следствие |
6
|
|
7 |
|
8
|
|
9
|
|
10
|
|
|
11
|
|
|
12
|
1. Философские и логические задачи: переходы между ними..
|
|
13
|
|
|
14
|
|
|
15
|
|
|
16
|
|
|
17
|
|
|
18
|
|
|
19
|
|
|
20
|
|
|
21
|
|
22
|
|
23
|
|
24
|
|
25
|
|
26
|
|
27
|
|
28
|
|
29
|
|
30
|
|
Систематическая философия.
(50 часов - лекции, 34 часа – практические занятия, 45 часов – самостоятельная работа)
Тема 1. Предмет философии, ее отличие от других наук, классификация наук (естественные, инженерные и гуманитарные науки). Философия в современном мире (характеристика современного мира, глобальные проблемы). Трудности изучения философии, ее кризис и необходимость. Методика изучения философии. (4 часа)
Тема 2. Понятие об информационных системах; структура мира (вселенная – микромир - общество). Структура интеллекта (память, разум, воспитание и информация); герменевтика, язык (слово) его смысл и значение, алгоритм передачи информации; основные трудности и следствия его применения. (4 часа).
Тема 3. Основные функции философии (онтологическая, гносеологическая, аксиологическая), место философии среди других наук; философская логика, диалектическая логика, формальная логика. Понятие о ценностях. Структура лжи: заказная статья. Аргументы первого и второго рода. (4 часа).
Тема 4. Работа В.И. Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Основные теории мироустройства. Основные понятия марксистско-ленинской философии. Системы познания: схоластическая, механистическая, статистическая, системная, диатропическая. (2 часа).
Тема 5. Основные философские категории: бытие, материя, время, движение, свойство, форма и содержание, возможное, необходимое и т.п.– их определение; вера, значение и смысл. Опережающее отражение действительности. Сверхмедленные процессы. (4 часа).
Тема 6. Знание и понимание: абсолютная и относительная истина, эффект попугая… Общественно-, профессионально- и личностно-значимые знания и науки. Негуманоидные системы и процессы. Философия общества. Цивилизаци и культура. (2 часа).
Тема 7. Философия древности и средневековья. Диалектика и ее основные законы: перехода количества в качество, отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей. Закон всеобщей связи. Антропный принцип. (2 часа).
Тема 8. Критерии истины, знаний (практика – что это такое?). Понятие вещи ее сущность и свойства, единичные системы. Аналогии. Основные философские течения древности: материализм, идеализм, дуализм, интеракционизм, агностицизм, солипсизм и т.п. (4 часа).
Тема 9. Философия современности и современные философские течения и философы: Кант, Гегель, Фрейд, Ортега-и-Гассет, Г. Бейтсон, Дж. Сорос, Кропоткин и др. (6 часов).
Тема 10. Элементы прикладной философии и культуры мышления. (человек, философия и наука об обществе в современном мире: экономике, социологии, политике) (6 часов).
Тема 11. Философские проблемы современной физики. Материя и формы ее существования, категория причинности, поле и вещество. Философское значение законов сохранения и превращения. Самоорганизующиеся системы и процессы. Принцип единства симметрии и ассиметрии (хиральная чистота). (4 часа).
Тема 12. Философия власти и права. (2 часа).
Тема 13. Этические проблемы философии: правда и ложь (вера - атеизм). (2 часа)
Тема 14. Основы методологии науки: наука как специфический вид деятельности человека, фундаментальные и прикладные науки, основные категории (наблюдение, гипотеза, теория и т.п.). (4 часа).
Рекомендуемая литература
Дополнительная
Составитель: к.т.н., с.н.с. Галкин В.П.